Top.Mail.Ru
CRM для магазина. Подробная инструкция по выбору СРМ для торговли
Что должна и не должна уметь CRM-система чтобы увеличить доход онлайн и оффлайн магазина?

Мы решили не делать обзор CRM-систем, а рассказать, на что обратить внимание при выборе CRM для офлайн магазина, интернет-магазина и оптовых B2B-продаж.

Автор: Алексей Горностаев,
бизнес-аналитик FATFOX
Бизнес вполне может обойтись без CRM-системы. Например, когда нет сформированной потребности, нет понимания конкретных измеримых деньгами бизнес-целей внедрения.

Понимание первопричин потребности в инновациях — первый шаг на пути к росту за счет автоматизации.

Подробнее о причинах автоматизации.

Программное обеспечение само по себе не решит бизнес-задачи и не избавит от проблем.
Сотрудники, получающие фиксированный оклад и ничего более, зачастую сопротивляются работе в CRM. Для них это выглядит, как дополнительная нагрузка на пустом месте и избыточный контроль. Саботирование рабочего процесса — распространенная боль компаний, несистемно подошедших к внедрению автоматизации.

Подробнее о системном подходе.

Для того, чтобы менеджеры хотели работать и работали в CRM, нужно подготовить почву: пересмотреть систему мотивации, закрепить ключевые показатели эффективности сотрудников и контролировать их, провести обучение, проэкзаменовать сотрудников, обновить должностные инструкции.
Поэтому, какой бы многофункциональной не была CRM-система для магазина, в первую очередь автоматизация компании — это организационные изменения, а только во-вторую — технические.

Необходимый минимум функций CRM для магазина

1. Учет покупателей

Не зная кто, что, как давно, на какую сумму покупал затруднительно строить прогнозы и планировать рост компании.
Поэтому, учет всех сделок и клиентов — это то, без чего владение CRM не имеет смысла.
Пример учета заказов и покупателей

2. Настройка автоматических действий

Автоматизация бизнес-процессов Настройка автоматических действий
Или автоматизация действий.
Задаются условия, при выполнении которых, происходит автоматическое действие. Например, система получила триггерный сигнал, что заказ доставлен и совершила действие — отправила сообщение клиенту. Все это без участия человека.

3. Контроль эффективности показателей

Базовые обязательные показатели в CRM для магазина:
  • сколько клиентов обслужил конкретный менеджер,
  • сколько сделок/заказов менеджер довел до завершения;
  • сколько денег он привлек в компанию.

Большим преимуществом будет конструктор построения отчетов, где можно задать любые интересуемые вас параметры. Например, сколько раз менеджер взял трубку невовремя.

Пример статистики звонков в разрезе менеджеров
Аналитика действий менеджеров по продажам позволяет более точно рассчитывать гонорар сотрудника, согласно принятой в компании мотивации

CRM является арбитром в спорных ситуациях между руководителем и исполнителем.

Полезно следить за скоростью обработки заказа на каждом участке. Например, если время этапа «Сборка заказа» растет, это сигнал о том, что, участок сборки стал работать хуже.

4. Финансовая аналитика

Руководителям отделов продаж и собственникам понадобятся отчеты по доходам и расходам в разрезе заказов, товаров, поставщиков и отчетных периодов.
Также будет полезно иметь построения ABC XYZ анализа.

5. Мобильная версия

Оперативный доступ к задачам, сделкам и базе контактов позволит менеджеру быстрее обрабатывать заказы.
Пока мобильные версии CRM-систем позволяют вести работу лишь частично, но даже такое приложение или мобильная версия в браузере позволяет сотрудникам не быть прикованными к рабочему месту.

6. Сегментация клиентской базы

Возможность присваивать клиентам параметры и создавать на их основе сегменты, позволяет создавать более эффективные сценарии взаимодействия с клиентами.

Распространенный сценарий — делать рассылку спецпредложения, опираясь на данные о товарах в заказе и дату последней покупки. Например, клиентам, покупавшим корм для собак определенной породы, можно отправлять напоминания о пополнении корма в зависимости от того, сколько и как много такая порода в среднем потребляет.

Создавая шаблоны писем и делая рассылки напрямую из CRM, появляется возможность отследить эффективность email-маркетинга с привязкой к конкретным клиентам.

Какие данные собирать и как их использовать — каждый магазин решает для себя самостоятельно. Важно корректно настроить логику сбора и обработки этих данных.

Отдел маркетинга может строить look-a-like аудитории в таргетированных рекламных кампаниях по базе определенных сегментов своей аудитории. То есть, задать рекламной системе искать похожих людей на тех, кто уже покупал товар определенной категории.

7. Формирование и отправка документов

Этот функционал полезен для компаний, которые торгуют оптом или на B2B рынке. Генерация типовых документов, например, счетов, ускоряет процесс обработки заказов.

Менеджер нажимает две условные кнопки: какой документ создать и для какого контрагента. Дальше система подставляет все реквизиты и формирует версию для печати или отправляет его по заданному адресу.
Большинство CRM-систем поддерживают скачивание в форматах word, excel, pdf.

8. Множественные оплаты

Возможность учитывать доли оплаты, если расчет за покупку идет в несколько итераций.

Например, когда клиент вносит предоплату онлайн, а оставшуюся часть наличными курьеру. Или на кассе внести часть оплаты наличными, часть по карте, часть бонусными баллами

Интеграции

Интеграция — настройка обмена данными между системами.

Пример базовой интеграции IP-телефонии и CRM-системы:
1) клиент звонит в ваш магазин
2) модуль интеграции IP-телефонии и CRM находит карточку клиента
3) менеджер видит карточку клиента и:
  • знает о чем с этим клиентом говорили ранее;
  • знает что именно искал клиент на сайте перед звонком;
  • не тратит время на сбор базовой информации (имя, адрес, контактные данные);
  • совершает допродажу на основе истории покупок клиента.

Пример подсказки во время входящего звонка
CRM-система в чистом виде (без интеграций) позволяет вести учет только заказов, созданных вручную и также вручную ими управлять. По сути, с этим справится обычная Excel-таблица.

Как раз интеграции делают CRM полезным инструментом для большинства компаний.
Тут все строго индивидуально. Разные CRM системы имеют разный набор готовых модулей интеграции. Обычно все доступные модули представлены в маркетплейсе производителя CRM. Изучите этот перечень заранее. От того есть ли готовое решение или придется разрабатывать свое — кардинально зависит стоимость внедрения.

Невозможно сформировать универсальный набор интеграций, который бы подходил всем компаниям. Многое зависит от бизнес-процессов и выбранных ИТ-решений.

Платежные системы

Эта интеграция позволяет быстро создать ссылку на оплату и провести оплату по 54-ФЗ. После составления заказа, данные для формирования чека передаются в платежную систему.
Информация о статусах платежей также должна быть отражена в CRM.
Менеджеру не нужно будет вручную переносить данные заказа и проверять факт оплаты.

Автоматизация
без системного подхода — деньги на ветер

«Если вы не увеличили прибыль, то как можете утверждать, что продуктивность выросла?»

Найти слабое звено и усилить его

В каждой системе есть ограничения, сдерживающие эффективность — узкие места. Чтобы их найти нужно проанализировать все процессы компании.

Например, отдел продаж заключил 200 сделок, которые нужно реализовать в течение следующего дня. Сотрудники склада могут обработать только 150 заказов в день. Не будут обработаны 50 заказов, поэтому компания недополучит прибыль.
Вся бизнес-система не может реализовать заказов больше, чем склад может укомплектовать при максимальной скорости своей работы. В нашем примере складские процессы — узкое место.

Узкое место задает скорость работы всей системы. Пока самый проблемный сектор не нарастит свою мощность, ускорение других участков бизнеса не приведет к финансовой выгоде.

Внедрение CRM для менеджеров отдела продаж не поможет складу быстрее собирать заказы, поэтому в данном примере автоматизацию нужно начинать с ускорения работы кладовщиков.
Из двух бутылок разного объема,
но с одинаковым размером горлышка,
выходит одинаковое количество жидкости
за период времени.

Слабое звено определяет эффективность всей системы

Увеличение объема бутылки не приводит к большему напору жидкости из неё, если при этом горлышко осталось прежнего диаметра.

В итоге бутылка стала тяжелее, складских запасов бутылки стало больше, удерживание бутылки стало требовать больших энергозатрат, а скорость потока жидкости осталась неизменной.
Это результат усиления в неправильной точке.

Найти следующее слабое звено и усилить его

Усиление слабых звеньев — цель автоматизации бизнеса.

Устранив один затор, следует переходить к поиску и устранению следующего.
И так всю жизнь.

Как найти слабое звено

Зачастую внедрение CRM-системы усиливает отделы продаж и маркетинга. В то время как причинами недостаточно высокой эффективности бизнеса могут быть проблемы в логистике, снабжении, делопроизводстве или на другом участке.

Усилив не самое слабое звено можно не получить прироста эффективности и даже снизить производительность всей бизнес-системы в целом.

Мы рекомендуем начинать проект автоматизации с аудита бизнес-процессов и систем мотивации.
Обязательно провести интервью со всеми участниками процессов, которые предстоит автоматизировать. Найти проблемные точки и способы их усиления: упростить алгоритм действий, сократить количество участвующих в работе людей, сократить время и стоимость выполнения задач или вовсе исключить участие человека.

Такую работу обычно выполняют системные и бизнес-аналитики.

Итоги

Решая проблему не комплексно, вы рискуете не решить проблему.

Комплексная автоматизация должна приводить к росту прибыли, т. е. решать одну из задач:

  1. Увеличение продаж,
  2. Сокращение складских запасов,
  3. Сокращение расходов.

Решение проблем = комплексный проект = системный подход.
Другие материалы