Top.Mail.Ru

Автоматический расчет премий менеджеров на базе RetailCRM

Построение мотивации менеджеров
в компании с поэтапным циклом продаж.
  • /
  • /
Срок: 1 месяц
Бюджет: чуть больше 200 000 ₽

Вводная информация

О компании
Интернет-магазин кухонных принадлежностей. Ассортимент более 3500 товаров.
Менеджеры отдела продаж работают по графику 2/2.

Стек технологий

  • retailCRM;
  • Индивидуальная разработка — интерфейс расчета заработных плат.

Проблема
Система мотивации менеджеров построена на бонусах от личных продаж. Это приводит к нежеланию заниматься чужими заказами, когда другой менеджер заболел или отсутствует. Заказ может «провисеть» без внимания 2 и более дней. Клиенты не готовы ждать так долго.

Как было

Система мотивации: бонус от личных продаж

При оформлении заказа на сайте или первичном входящем звонке, менеджер, который берет в обработку этот заказ, закрепляется за клиентом.
Если этот клиент совершит покупку, то менеджер получает бонус с продажи.

Менеджеры работают по сменному графику.
Если звонит клиент, закрепленный за менеджером, у которого выходной, то звонок попадает на его коллегу. Он не получит бонус за обработку чужого заказа, следовательно не заинтересован в том, чтобы бесплатно помогать кому-либо.
Клиенты оставались без внимания, сотрудники — без мотивации.

Руководитель отдела продаж пытается принудительно заставить обрабатывать «простаивающие» заказы.

Как только контроль ослабевает, менеджеры тут же забывают про не свои заказы.
Расчет премии менеджера по продажам
При при выполнении плана менее 90% — ФОТ урезается вдвое.

Система мотивации менеджера по продажам

Пример № 1

Позвонил клиент, его проконсультировал менеджер1. Клиент сказал, что подумает и перезвонит позже.

Клиент звонит на следующий день и попадает на менеджера2, потому что менеджер1 выходной. Клиент просит уточнить есть ли товар Х на складе.

Менеджер2 обещает уточнить. Товар хранится на складах поставщика, поэтому запрос актуальных остатков — долгий процесс. Менеджер2 понимает, что за обработку этого клиента ему не заплатят, так как это клиент менеджера1. Менеджер2 пишет задачу в CRM для менеджера1 «Уточнить товар на складе поставщика и сообщить клиенту такому-то».

Менеджер1 возвращается на работу спустя день или два, уточняет наличие у поставщика и перезванивает клиенту. Клиент уже купил в другом месте, заказ не актуален.


Пример № 2

Поступает заказ и его берет в работу менеджер1. Он заказывает курьера на забор товара от поставщика и готовит заказ к отправке клиенту.
В этот же день менеджер1 звонит клиенту, чтобы согласовать дату и время доставки, но не дозванивается.

Следующие два дня у менеджера1 выходной. В это время новые заказы обрабатывает менеджер2, который не заинтересован в работе над чужими заказами. Заказ лежит два дня на складе компании.

Менеджер1 выходит на работу и снова звонит клиенту, чтобы договориться о доставке. Клиент уже купил в другом месте, заказ не актуален.

Как стало

Процесс работы над заказом разбит на три этапа

К распределению в премиальную часть
идет 10% от стоимости завершенного заказа.

Чтобы получить 10% от продажи нужно выполнить все три этапа.
Каждый этап имеет вес при расчёте премиальной части.
Распределение премиальной части
Менеджеры получают бонус от продажи в соответствии с их участием на той или иной стадии заказа.

Например, если в рамках заказа менеджер выполнит 2 и 3 этап, то получит 65% от премиального фонда конкретно этого заказа
35%
Клиент подтвердил заказ
25%
Заказ готов к отправке
40%
Заказ получен клиентом
Процент от бонуса получает тот менеджер, который переводит заказ на следующий этап.

Менеджеры наблюдают за ростом своей премии в режиме реального времени.

Пример расчета

Поступил заказ на 10 000 ₽.
Суммарный бонус от заказа составляет 1 000 ₽.

Менеджер1 получил подтверждение заказа от клиента и оформил заявку на забор товара у поставщика и подготовил заказ к отправке.
На следующий день пришел заказ на склад компании и менеджер2 созвонился с клиентом, уточнил время доставки, отправил курьера и получил подтверждение о доставке.

Следовательно, менеджер1 совершил этап 1 и 2, а менеджер2 совершил этап 3.

Менеджер1 получает 35% + 25% от общего бонуса (600 рублей).
Менеджер2 получает 40% от бонуса (400 рублей).

Итоги

Скорректирована мотивация менеджеров на уровне приказов и должностных инструкций.

Внедрены доработки в retailCRM, позволяющие учитывать работу более чем 1 менеджера в заказе.

Разработан веб-интерфейс с наглядным расчётом зарплаты на основании получаемых из retailCRM данных в режиме реального времени.

Другие кейсы